Вход для сотрудников

Забыли пароль?

2012-05-14 Интервью с Президентом ОАО "НПГ "Сады Придонья" Самохиным А.П. «У нас нет кризиса жанра» /V1.ru

Единственная тема, которую категорически отказался развивать в разговоре директор национальной промышленной группы «Сады Придонья» Андрей Самохин – политика. Его размышления – о будущем аграрного сектора, о развитии собственного предприятия, его месте в экономике региона и патриотизме.

– Свою планку в производстве соков «Сады Придонья» подняли очень высоко и теперь замахнулись на строительство завода по производству продуктов здорового питания. Есть у компании еще более далеко идущие планы?

– В этом году индустриальному блоку компании исполняется 15 лет, это серьезная дата и рубеж. На сегодня мы предприятие, которое обладает абсолютно лучшими мировыми технологиями на рынке, я ответственно готов об этом заявить. За эти 15 лет компания прошла путь от производства продукции в объеме 1000 тонн в год до 1000 тонн в сутки. Ежедневно продукцию «Садов Придонья» выбирают два миллиона человек. Компания является одним из двух лидеров-производителей в категории «Детское питание», и компания является крупнейшим отечественным производителем на рынке России и СНГ в производстве соков. Мы уступаем пока только двум крупнейшим американским компаниям, но каждый день выигрываем у них, отвоевывая долю рынка.

Наши конкуренты обладают несколько большими организационными, финансовыми и политическими ресурсами, потому что Pepsi и Coca Cola – мировые компании, тем не менее на рынке России наши бренды и компания в целом выигрывает у них.

– У компании есть особенный секрет успеха?

– Дело в том, что нашим конкурентам очень тяжело, практически невозможно повторить нашу бизнес-стратегию. Она уникальна потому, что начинается не с разливочного производства, не с закупки концентрированных продуктов для производства шипучих напитков, а начинается с сельского хозяйства, с производства подвоев, саженцев, закладки садов, выращивания овощей. Сегодня компания активно расширяет гамму овощных продуктов для производства детского питания. Вся идеология качества из первых рук, вся идеология контроля за всей цепочкой, начиная от выбора сортов, выращивания экологически чистых и безопасных продуктов, и их переработка на лучших перерабатывающих линиях, и использование щадящих упаковок – это очень длинная и сложная цепочка производства. Но она уникальна, и повторить ее сегодня не может никто! По большому счету, садоводством в России сегодня занимаются только «Сады Придонья». Помимо Волгоградской области, компания сегодня контролирует садоводческую отрасль еще в трех российских регионах. Те вложения и тот масштаб развития садоводства, который ведем сегодня мы, в России не может сегодня повторить никто.

– Каковы факторы, дающие возможность компании быстро развиваться и получить системные преимущества?

– При том, что мы обладаем с конкурентами практически равными возможностями и одинаковыми инструментами, у нас есть одно неоценимое преимущество перед конкурентами: наши люди, которые работают больше, лучше и совестливее, чем наши конкуренты. Они любят Родину, любят «Сады Придонья» и в них живет дух не лузеров, а победителей.

– Прогулка по саду – это часть рекламной стратегии?

– Это фишка, которую нам предложили наши партнеры, являющиеся лидерами в области рекламы. Им просто работать с нами, потому что не приходится ничего выдумывать. Мы стремимся быть понятными и прозрачными для наших потребителей. В идеале я вижу, что каждый покупатель, купив наш сок, сможет увидеть, на каком дереве выросло яблоко, из которого его приготовили, как это дерево росло, на каких машинах и какой оператор делал этот сок.

– Готова ли компания делиться своим опытом и возникала ли такая потребность у коллег по отрасли?

– С коллегами по отрасли, которые не являются нашими прямыми конкурентами, мы находимся на принципиально разных уровнях развития, что исключает саму потребность в такого рода обучении. Опытом можно делиться с теми, кто готов его принять, где подготовлена почва для этого. Если разговор идет на разных языках, в нем нет смысла. С другой стороны, мы сами стараемся внедрять в свою работу все самое новое и передовое, что создано в мире. Мы стали первыми, кто сертифицировал пюре для детского питания в упаковке тетрапак. Сегодня мы серьезно и много работаем над созданием новых продуктов. Это вопросы, которые являются для нас ключевыми. Я с удовольствием учусь сам и приглашаю для обучения сотрудников компании лучших визитирующих профессоров университетов мирового уровня. И сегодня мы первоочередное значение уделяем повышению компетенции наших сотрудников, в первую очередь управленцев.

– Недавно «Сады Придонья» обвиняли в том, что офисных сотрудников вынуждают ехать на полевые работы. В целом можете сказать, что сотрудники компании лояльны к своей фирме?

– Я далек от того, чтобы персонифицировать свои заслуги в достижениях компании. Поскольку все, что мы делаем, – заслуга коллектива больших профессионалов. Это очень ответственные, очень лояльные к компании люди, которые работают не за страх, а за совесть. Это мои единомышленники, и функции руководителя сегодня – соответствовать этому коллективу. Думаю, что сегодня в «Садах Придонья» работает самый дружный и самый профессиональный в регионе коллектив специалистов во всех отраслях, будь то маркетинг, продажи, я уже не говорю о производстве, где коллектив соответствует эталонным мировым стандартам.

– «Сады Придонья» в последнее время обозначили в приоритете выпуск продуктов здорового питания. Уже известно, что это будут за продукты?

– Не хотелось бы сейчас раскрывать все секреты. Но могу сказать, что это будут продукты, предназначенные нашей растущей аудитории. То есть те, кто начал знакомство с нашими продуктами с детских пюре, повзрослев, познакомятся с овощными и фруктовыми соками. А став поборником здорового или спортивного питания, проявят интерес и к другим продуктам компании, над созданием которых мы очень активно работаем, в том числе и подводя под них новые индустриальные технологии. Можете быть уверены, что сейчас, когда мы разговариваем, эта работа продолжается. Мы предельно инновационны в своих решениях, и тема здорового питания не будет исключением.

– У компании только недавно появился свой офис на улице Хиросимы. Раньше не было возможностей или необходимости в его наличии?

– Несмотря на то, что сотрудники компании во всех регионах обеспечены нормальными условиями работы, этот вопрос для меня все же вторичен. Новый офис, который мы строили три года, скорее социальный проект, который направлен на улучшение условий труда работников компании, и я благодарен им за то, что они продуктивно работали и в менее комфортной обстановке. Тем не менее главным вопросом развития для меня все же остается развитие и реконструкция производства. Офис – это штаб-квартира, представительство компании, но сердце ее – завод.

– Возвращаясь к теме развития: рассчитываете на собственные силы или привлекаете заемные средства, начиная строительство нового завода?

– Мы привыкли привлекать на развитие наиболее выгодные ресурсы. Как правило, у компании не возникает проблем с аккумулированием средств для решения поставленных задач. Исходя из этого, стройку мы будем вести силами внутренних инвестиций компании.

– В последнее время не единожды появлялись слухи о том, что «Сады Придонья» сменили собственника. Были ли на самом деле попытки поглощения со стороны крупных собственников?

– Я убежден в том, что собственным развитием в экономике можно достигнуть гораздо больших результатов, чем через слияния и поглощения. Развивая тему поступающих в наш адрес предложений, отмечу те, что исходят не от конкурентов, а от глав российских регионов. Сегодня все вменяемые регионы, к каковым я отношу Ленинградскую область, Красноярский край, ряд других, борются за то, чтобы мы присутствовали на их площадках, заманивая нас всевозможными преференциями со стороны власти и, понятно, рассчитывая на налоговые поступления. С этим мы сталкиваемся постоянно. Пока мы такое решение не приняли. И эта позиция лежит не в области экономических интересов предприятия, а скорее в отношении к Волгоградской области как к Родине, месту, где мы родились, где работает сердце предприятия – завод. И пусть эта родина не самая лучшая, но она наша. Никаких других оснований для нашего присутствия здесь нет. Возможно, мы даже отчасти проигрываем своим конкурентам из-за того, что находимся здесь. Но пока это так. Если же говорить о приобретении активов, то если мы и будем их брать, то там, где есть рынок. Нас не интересуют активы Белоруссии, где нет рынка. Нам интересны активы Украины, но там очень сложная ситуация с точки зрения макроэкономики, поэтому мы еще примеряемся и взвешиваем. У нас много вопросов абсолютно конкретного развития. Что касается продажи завода, то в этом нет необходимости, нет, как говорят, кризиса жанра. «Сады Придонья» играют вдолгую: только в этом году в стадию плодоношения вступили 650 гектаров наших новых садов.

– В планы мужчины традиционно включают три важных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Сыновья у вас есть, дом тоже, остается ли время на деревья?

– В последний раз нынешней весной, когда мы закладывали сады, я сильно занервничал, что не успел к началу работы. Но деревьев сто я все же успел посадить. Это тот ритуал, который я стараюсь не пропускать каждую весну и осень. Не берусь сказать точно, сколько деревьев посадил за всю жизнь, но однозначно буду продолжать это делать.