Вход для сотрудников

Забыли пароль?

2012-05-24 "Нашу стратегию повторить сложно" /Волгоградская правда


Своя бизнес-модель позволила волгоградской компании за 15 лет из регионального сельхозпредприятия дорасти до игрока федерального масштаба и потягаться с такими мировыми гигантами, как PepsiCo и Coca-Cola. Суть этой уникальной в наши дни модели заключается в контроле всей цепочки производства и выпуске соков исключительно из собственного сырья. Сегодняшний собеседник «ВП» - президент Национальной продовольственной группы «Сады Придонья» Андрей Самохин считает, что отечественный производитель может быть эффективным, востребованным и экономически успешным.

Попасть в яблочко

- Андрей Павлович, «Садам Придонья» 15 лет. Серьезная дата. Если подвести некую черту, то с чем вы к ней подошли?

- Компания за это время прошла путь от производства продукции в объеме 1 тысячи тонн в год до 1 тысячи тонн в сутки. Именно столько мы сегодня производим и продаем. Два миллиона человек ежедневно выбирают продукцию «Садов Придонья». Компания является одним из лидеров в производстве детского питания и крупнейшим отечественным производителем соков на рынке России и СНГ. Мы уступаем лишь двум американским компаниям и каждый день у них выигрываем долю российского рынка. Выигрывают и наши бренды, и в общем компания. Думаю, что для этого есть объективные предпосылки. Нашу бизнес-стратегию повторить очень тяжело. Она начинается не с разливочного производства, не с закупки концентрированных или сухих продуктов. Наша цепочка начинается с сельского хозяйства, с производства саженцев, закладки садов, выращивания овощей. Мы создали предприятие, которое сегодня обладает лучшими мировыми технологиями. Я спокойно и уверенно это говорю, отвечая за каждое из своих слов. Все лучшее, что есть на крупнейших мировых производственных площадках, стоит у нас. При этом у нас есть то, чего нет у других.

Качество из первых рук

- Вы имеете в виду сады? Если оперировать цифрами, то сколько гектаров у вас занято ими?

- Семь тысяч гектаров, из них более 5 тысяч га - плодоносящих садов и около 2 тысяч га - молодых садов. Сегодня мы контролируем садоводство в трех областях - Волгоградской, Саратовской и Пензенской. Кроме этого, расширяем и овощную гамму. Более пяти с половиной гектаров земли используем для выращивания овощей и зерновых культур.

- Идеология компании звучит как «Качество из первых рук». Что это значит?

- Мы смогли воплотить в жизнь саму идеологию агропромышленного комплекса как системы. В рамках одной организации взаимосвязаны не только сельское хозяйство, переработка и упаковка, но и доставка продукции до потребителя. Мы контролируем всю цепочку, начиная от выбора сортов, отбора семян, выращивания экологически чистых и абсолютно безопасных продуктов, заканчивая переработкой и упаковкой на лучших, какие только есть в мире, линиях. Эта цепочка длинная и тяжелая. И ее никто пока не может повторить. Садоводством в России пока занимаются только «Сады Придонья». Больше никто в Российской Федерации не делает вложений в развитие этого направления.

Посмотри, где растет твой сок

- Сегодня вы еще и приглашаете на прогулку по своему саду. Это такая фишка, чтобы все убедились, что сок производится не из абстрактного яблока, а именно из того, что выросло в конкретном регионе? Или рекламный ход?

- С нами легко работать рекламным агентствам, потому что не нужно ничего выдумывать (кстати сказать, «Сады Придонья» сотрудничают с лучшими из них на рынке медиауслуг - прим. авт.). Мы удобны для креатива, потому что есть от чего отталкиваться. Не просто от известной фотомодели, или от какого-то образа. Мы говорим не об образе, а продукте. Пусть образы идут в картинах, а у нас идут продукты. Мы предельно понятные и конкретные. Вот наши сады в Иловлинском, в Садах Придонья или в Калачевском районе, вот они цветут, мы собираем урожай, из него тут же на заводе, который расположен в центре сада, изготавливаем и упаковываем сок. Все честно. Завершив идею полностью автоматизированного завода, мы придем к тому, что покупая пачку соков «Сады Придонья», вы в состоянии будете войти в Интернет и посмотреть не просто, как мы ее произвели, - на каких машинах и какой именно оператор. Вы посмотрите, из каких яблок сделан ваш сок: на каком дереве они созрели, как это дерево цвело, какой оно дало урожай, как его собрали и как в течение двух часов переработали в сок и упаковали.

- Шикарная идея. Можно миллион раз рассказывать. А ведь достаточно один раз увидеть...

- Сегодня мы находимся в той стадии, когда подходим к этому.

Не боимся меняться

- Андрей Павлович, у компании серьезные конкуренты мирового уровня. Не страшно с такими тягаться?

- «Сады Придонья» - компания тоже серьезная и очень качественная. Нам не страшно тягаться. Мы совершенно уверенно работаем и обладаем теми же инструментами, компетенцией, знаниями. Мы выигрываем из-за того, что наши люди работают больше и лучше. Они и родину любят, и «Сады Придонья» любят. Нам приятно, когда в Казахстане, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, и даже в Москве «Сады Придонья» воспринимают как наш сок, качественный, здоровый, экологически чистый. А ведь еще лет семь назад мы слышали от москвичей: «И это пить!» Сегодня совсем другая обстановка. Мы над ней работаем.

- Конкуренты не воспринимали всерьез вашу бизнес-модель, пока она неожиданно не «выстрелила». Кто-то решается повторить?

- Это повторить сложно. Именно поэтому у нас сегодня есть шанс. Хотя наши конкуренты в последнее время стали активно работать над яблочной темой. На мой взгляд, нужно не повторять чьи-то технологии, а идти своим путем. Повторять - значит всегда проигрывать. «Сады Придонья» сегодня являются инновационной площадкой для всех новейших технологий. Мы понимаем, что будущее за новыми продуктовыми, технологическими, упаковочными решениями. Все новое, что есть в мире, сразу ставим у себя. Да, рискуем, ведь не можем фундаментально проработать и осмыслить все преимущества и недостатки этих технологий. Но мы на это идем по той причине, что должны быть быстрей, мобильней. Мы готовы даже к отрицательному результату, но чаще всего он положительный за счет быстрой цепочки в принятии решений.

Главный вкус садов

- Вы самые первые в стране начали выпускать пюре для детского питания в Тетра Паке.

- Я могу назвать очень многое, что мы делаем первыми в России, в Восточной Европе и в мире. Например, в прошлом году мы первые в мире запустили линию соков прямого отжима. Это не просто фреш, который вам сделали и налили в стакан. Это отдельный проект, позволяющий делать 200 тонн в сутки соков прямого отжима высочайшего качества. Мы не просто первые в России сделали картонную упаковку для детского питания. Мы много и серьезно работаем над созданием новых продуктов и подведением под него новых индустриальных технологий. Эти вопросы всегда являются ключевыми для компании.

- Все-таки, почему детское питание? Это достаточно рисковый проект, требующий особой ответственности.

- Сегодня мы массово делаем овощные и фруктовые пюре, со сливками и с творогом. И планируем расширять это направление. Детское питание - это предельно ответственный, сложный сегмент рынка. Это то, что является во вторую очередь вопросом бизнеса, а в первую - вопросом планки, которую мы себе ставим по безопасности и качеству.

- Что еще в планах?

- Питание для молодых и активных людей, которые хотят употреблять здоровые и легкие продукты. В планах и спортивное питание... Не хочу раскрывать все секреты. Лучше мы произведем, и тогда вы попробуете...

Ценнее сада только коллектив

- Говорят, что мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Дом вы построили, вырастили двух замечательных сыновей... а деревьев вы за свою жизнь, наверное, посадили очень много...

- Этой весной мы опять закладывали сады. Уже когда заложили два квартала, я занервничал, что не поучаствовал в этом процессе. Обычно я стараюсь не пропустить этот момент. Это такой ритуал, в котором лучше поучаствовать. На закладку все-таки успел и деревьев сто посадил лично. Хотя, это абсолютно не важно, сколько кто сделал. «Сады Придонья» - это большой коллектив очень ответственных и профессиональных людей. И персонификация здесь является делом вторичным. Самое главное - те люди, единомышленники, которые работают за совесть. Функция руководителя не сильно тормозить их порывы, а с другой стороны, соответствовать этому коллективу. Это качество является важнее того, сколько садов заложил я лично. Наш коллектив - это одна большая и слаженная семья. Я думаю, что у нас лучший коллектив в регионе, лучшие специалисты, которые работают во всех областях - будь то маркетинг или продажи. В производстве наши сотрудники соответствуют эталонным мировым стандартам. Именно поэтому у компании есть и определенный рыночный успех, и хорошие результаты.

«Сады Придонья» в долгую играют

- Ходят слухи, что «Сады Придонья» уже давно перекупили? Что компания давно пустила корни в других регионах. Насколько они соответствуют действительности? Если нет, то кому выгодно пускать такие слухи, с одной стороны, и с другой, неужели не поступало предложений продать успешный бизнес?

- Эти слухи распространяются не от силы, а от слабости, и чаще от безделья. У нас нет времени обсуждать ситуации в других компаниях. У нас своих задач столько, что на них бы хватило времени. Что касается «Садов Придонья» и нашей позиции - она у нас очень уверенная, растущая. Продаться конкурентам? Я не понимаю вопрос. Я считаю, что нужно идти эволюционным путем через органическое развитие. Так ты сможешь достигнуть большего, нежели идти через слияние и поглощение.

- Частенько успешные предприятия уходят вместе со своими налогами в те регионы, где им обещают поддержку. Вам такие предложение не озвучивались?

- Перерегистрироваться на другой территории, оставить здесь цех, взамен получить кучу преференций - это делают почти все крупные компании. Мы с этим сталкиваемся постоянно, когда передовые регионы, которые у всех на устах, готовы предложить нам выгодныеусловия, борются за то, чтобы мы работали на их площадках. Мы пока для себя такое предложение не приняли. Может быть, мы в чем-то проигрываем нашим конкурентам, из-за того, что находимся здесь. Но Волгоградская область - это наша родина. Мы здесь вообще-то родились, здесь мы работаем. Может быть, эти слова патриотичные и они не лежат в области бизнеса. Но ничто другое не заставляет нас оставаться здесь с центром управления и центром налоговых платежей. Что же касается вопроса продажи «Садов Придонья», он перед нами вообще не стоит. Для такого решения нет ни одной весомой причины. У нас нет кризиса жанров. Коллектив заточен на успех. «Сады Придонья» - они ведь в долгую играют. Мы сегодня семечки сеем, а урожай ждем через 10 лет. В этом году примерно 650 га садов вступило в период плодоношения. Этого мы ждали, вот это для нас действительно важно.